Поставить на кадастровый учёт требуется любую недвижимость, включая многоквартирные дома. Оформить в собственность квартиру, находящуюся в МКД, можно только в том случае, когда дом уже поставлен на учёт. В некоторых ситуациях учёт и регистрация проводятся попутно. Этой процедурой занимается застройщик либо сами собственники или дольщики.
Многоквартирный дом ставится на учёт после завершения строительства. Сначала необходимо получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Для этого застройщик подаёт необходимые документы в надзорный орган, который проводит проверку объекта недвижимости на соответствие градостроительным, санитарным и другим нормам и проекту. Если вся документация и объект в порядке, то выдаётся разрешение. На следующем этапе обращаются к кадастровому инженеру для составления технических планов дома, жилых и нежилых помещений, расположенных в нём. Изучается техническая документация, осуществляется выезд на объект, в рамках которого инженер измеряет помещения. Далее составляются план, содержащий в себе информацию о местоположении здания, положении и составе помещений в нём.
Иногда собственники могут поставить на учёт и недостроенный дом, так называемый объект незавершённого строительства. Это происходит, когда застройщик проходит процедуру банкротства. Дольщики оформляют технический план, ставят дом на учёт и регистрируют его для того, чтобы найти нового застройщика, который завершит работы. Или же объект продают для частичного возврата средств.
Постановку на кадастровый учёт осуществляет Росреестр. Помещение или квартиру можно зарегистрировать как самостоятельно, так и в рамках регистрации многоквартирного дома. Застройщик собирает комплект, включающий:
- заявление, заполненное по образцу;
- градплан земельного участка;
- правоустанавливающие документы на участок;
- разрешение на строительство и на ввод здания в эксплуатацию;
- технические планы;
- схему расположения инженерных коммуникаций;
- акт подтверждения соответствия проекту и т.д.
После подачи документов Росреестр рассматривает и проверяет их. В случае выявления несоответствия выносится приостановка. Это значит, что необходимо доработать собранный пакет и подать его повторно. В течение 7-12 рабочих дней ведомство проводит регистрацию многоквартирного дома. Результатом является выдача выписки из ЕГРН, которая содержит в себе такие сведения, как основание постановки на учёт, характеристики МКД, кадастровый номер, который присваивается после регистрации и др. Если при проверке найдены грубые отклонения от норм, Росреестр может вынести отказ. В таком случае, постановку и регистрацию добиваются через суд.
Юристы АН «Правозем» занимаются постановкой многоквартирных домов на кадастровый учёт и их регистрацией. Мы собираем необходимые документы, оформляем технический план и подаём вместе с заявлением в Росреестр. Дорабатываем документацию при приостановке и добиваемся регистрации через суд при отказе.